Заглянуть в дневник снов... (интервью для Неополис, 2008)
Неополис: Что происходит в стане Diary Of Dreams в последнее время? Adrian Hates:
Последний наш альбом вышел в октябре прошлого года. А предыдущий альбом
– "Nigredo" – был реализован практически ровно три года назад. После
трилогии "Giftraum", "Nigredo" и "MenschFeind" мы очень долгое время
были в туре, записали живой альбом, записали DVD "Nine In Numbers" и
выпустили компиляцию редкостей под названием "Dream Collector". И
наконец после всех этих туров, я снова смог засесть в студии и начать
работу над новым диском. Уже на очень ранней стадии производства я
понял, что он начнется именно там, где заканчивается "MenschFeind". По
крайней мере, это если говорить о теме, идеях и философии в целом. А
вот в музыкальном плане я хотел испробовать новый подход, попытался
бросить вызов самому себе и быть разнообразнее, нежели на "Nigredo". В
"Nigredo" была очень важна постоянная идея, проходящая красной нитью
через весь альбом. Мне хотелось, чтобы у каждой песни был свой цвет, но
я не хотел делать каждую композицию в полностью новом музыкальном
стиле. На новой же пластинке я постарался быть вызывающим и очень
разным, в этом заключался мой подход. Создание альбома заняло больше
года. Мы сотрудничали с целой группой людей: у нас был со-продюсер,
люди, которые помогали с микшированием и мастерингом, графические
дизайнеры, у нас было пять фото-сессий. Это, опять же, огромный объем
работы, и я очень горжусь результатом. Меня снедает любопытство, что же
теперь скажет публика. Пока что люди, с которыми мне удалось
поговорить, и журналисты, с которыми я имел удовольствие пообщаться, не
оставались равнодушными, что не может не радовать...
Неополис:
На обложке "Nekrolog 43" перекошенное от ужаса лицо – a ля
"мэйденовский Эдди". Неужели по-настоящему искренняя и пронзительная
музыка может быть рождена только из величайших страданий? Как думаешь? Adrian Hates:
Позволь мне выразиться следующим образом: в этом утверждении много
правды, но страдания не являются необходимым условием творчества.
Многие люди бывают настолько собранными и сконцентрированными, имеют
такой огромный талант, такой огромный дар к созданию музыки, что они
могут писать ее практически так же, как математики пишут программы, или
что они там делают... Говорят, например, в наше время Бах был бы
программой, а не композитором. Не знаю, сколько здесь правды, но это,
по крайней мере, интересная мысль. А лично для меня положение, которое
ты озвучил, – абсолютно справедливо.
Неополис:Diary Of Dreams уже стала "настоящим культом" для многочисленной армии фанов, почитающих Aдриана Хейтса едва ли не богом. Как ты относишься к этому? Adrian Hates: Мне приятно слышать, что Diary Of Dreams
– культ, потому что для меня это действительно так. Но я определенно не
чувствую себя богом: изредка слышу подобные сравнения и не знаю, как на
них реагировать. Ведь, с одной стороны, это мило, это льстит, но с
другой стороны, это немного странно и как-то чересчур. Но, я полагаю,
именно это случается, когда ты вкладываешь всю душу в свою работу, –
люди превращают тебя в идола, восхищаются тобой: пожалуй, достаточно
логичное последствие. А мои взаимоотношения с людьми зависят от них
самих: если ко мне относятся нормально и с уважением, я в ответ
поступаю так же. И наоборот: если кто-то неуважителен и груб со мной, я
просто буду его игнорировать.
Неополис: Сейчас
darkwave-музыка в частности и готическая культура в целом пользуются
огромной популярностью среди молодежи. И это притом, что данная
субкультура исповедует мрачный и где-то даже траурный взгляд на мир,
что так не свойственно молодости. В чем же секрет популярности готики:
просто мода или, быть может, что-то не в порядке с современным
обществом? Adrian Hates: Хороший вопрос, мне нравится.
Честно, я хотел ответить на него немного саркастически, но потом ты сам
сказал то, что я как раз хотел озвучить. Ведь если посмотреть вокруг,
то можно заметить, что этот мир – довольно мрачное место. Чем больше
времени проходит, тем более готическим и темным он становится. Не знаю,
может, всему виной киноиндустрия с готическими и horror-элементами в
фильмах. Это очень важный фактор необычайного всплеска интереса к
темной музыке в последние годы, но... Да, я думаю, здесь, наверное,
есть и социально-экономический аспект, также связанный со сложившейся
ситуацией. Для меня это очевидно. Что ж, темный мир неплохо дополняется
темной музыкой. И здесь я не удержался от толики сарказма! Даже в этом
темном мире также есть очень светлые моменты и много прекрасного, но,
по-моему, многие детишки сегодня потеряли направление и сбились с пути,
и кто знает, куда заведет их будущее. Они рождены в эпоху непостоянства
с весьма печальными перспективами. Они выросли, слыша отовсюду истории
о войнах по всей планете. Эти истории, конечно, слышали и мы, и каждое
поколение, выросшее за последние 50 лет знакомо с ними непонаслышке. Но
все же я думаю, если раскрыть глаза и посмотреть на мир, вслушаться в
то, о чем он говорит, то можно увидеть не очень радужную картину: и
человечество, и природа не в лучшей своей форме. Может, все это
накладывается одно на другое, но я не ученый, не психоаналитик, не
пророк и даже не священник. Я всего лишь парень, который пропускает все
это через себя, раскладывает по полочкам и выплескивает на бумагу. Я не
пытаюсь толковать увиденное или судить других, я просто тот, кто
наблюдает и описывает то, что видит.
Неополис: Как думаешь, был бы ты тем же самым человеком, тем же Aдрианом Хейтсом, если б жил, скажем, лет триста назад? Adrian Hates:
Сложно сказать. Мне известно, что мои далекие-далекие предки тоже были
музыкантами. Они играли, как же это называется, для очень важных людей
в их замках, и все такое. То есть выступали за деньги. Получается, есть
вероятность, что и я тоже был бы музыкантом, если бы жил тогда. Моя
самая большая проблема в жизни – это никогда не закрывающийся рот. Меня
бы, наверное, сожгли или четвертовали какие-нибудь власти,
правительство или церковь, потому что я казался бы им воплощением
Антихриста или кого-нибудь еще... Я наверняка вляпался бы в
какие-нибудь неприятности и попал в тюрьму или был бы убит. Не думаю,
что прожил бы долгую жизнь триста лет назад.
Неополис: Сейчас проводится огромное количество darkwave– и gothic-фестивалей. У тебя есть среди них любимые? Adrian Hates:
На самом деле нет. Я предпочитаю клубные выступления, человек
приблизительно на тысячу. На больших фестивалях, на мой вкус, слишком
много народу. Когда ты на сцене, и перед тобой пара тысяч человек, или
даже 10–15 тысяч, у тебя нет связи со слушателями. У тебя просто есть
связь с толпой, но не с индивидуальностями. А если ты стоишь на сцене
перед тысячей человек максимум, тогда ты действительно чувствуешь
настрой аудитории, и между сценой и зрителями происходит общение. Это
очень впечатляюще, и по этой самой причине большинство музыкантов
выступает на сцене. И по этой же причине очень-очень известные и
популярные музыканты ездят в туры по маленьким клубам. Стоять перед
людьми и видеть немедленную реакцию на их лицах... В сравнении с этим
большие стадионы – ничто. M'era Luna, или Wave Gothic Treffen,
или MF Festival – все это отличные фестивали, и нам нравится там
выступать, принимать участие в этих отличных событиях. Но в этих
фестивалях меньше индивидуальности, чем в клубных концертах, где у тебя
есть свои поклонники, а у них есть именно та группа, ради которой они
пришли. Кроме того, нормальный по продолжительности сет (то есть такой
длинный, как желает публика). На фестивале же твой сет жестко ограничен
временем, и на бис можно выйти только один раз, а стэйдж-менеджер
позади тебя постоянно смотрит на часы. Кроме того, вносить оборудование
на сцену и выносить его стоит многих нервов. Таким образом, на мой
субъективный взгляд, на фестивалях слишком много хаоса и стресса. В
общем, маленькие концерты нравятся нам больше.
Неополис: Как обстоят дела с твоим собственным лейблом Accession Records? Adrian Hates:
Он существует уже 12 лет. И в определенной степени все идет отлично. У
нас в обойме есть парочка очень мощных групп, таких, как Assemblage 23, Diorama, [:SITD:],
как и мой собственный скромный группешник. Это позволяет лейблу
держаться на плаву. Но сама индустрия прогнила. И слушатели больше
нацелены на кражу музыки, чем на ее покупку. Именно это наносит
основной ущерб звукозаписывающей индустрии и музыкантам... Особенно
музыкантам! Посмотрим, чем же все однажды закончится, но у меня по
этому поводу очень нехорошие предчувствия. Для многих групп я предвижу
очень скорый конец, и многие лейблы закроются, потому что они просто не
смогут продолжать деятельность. Я нахожу это нечестным. И если есть
группа, которая вам нравится, и если эта группа смогла подарить вам
особенные моменты в жизни, воспоминания – да что угодно: встреча с
первой подружкой, первое посещение клуба или незабываемая поездка на
каникулы, неважно, – если ваша жизнь связана с этими воспоминаниями, с
этой музыкой, я думаю, автор этой самой музыки заслуживает небольшого
вознаграждения. И таким вознаграждением становятся деньги, уплаченные
за компакт-диск. По-моему, человек, который незримо, но активно
участвует в вашей жизни, заслуживает этого. А пиратство в будущем
понизит качество продукции, понизит стандарты, из-за чего потери
понесет в первую очередь андеграунд (и мы не должны об этом забывать).
Нас по-прежнему будут заваливать мажорным барахлом, у нас по-прежнему
будут Бритни Спирс, Кристина Агилера и все в том же духе. Но маленьких
групп, которые действительно сочиняют музыку от чистого сердца, станет
меньше, потому что они не смогут выжить. И я спрашиваю тех пиратов, кто
меня слышит: "Разве это честно? Разве этого вы добиваетесь? Вы хотите
глотать то дерьмо, которое подсовывают вам мажорные лейблы? Или же вы
хотите исследовать мир музыки и совершить захватывающее путешествие с
разнообразными альтернативными звуками и творениями? И если вы придете
к выводу, что разнообразие музыки важно для вас, тогда поддержите его.
Потому что это единственный способ исправить ситуацию".